Информация для родителей первоклассников

Родителям учащихся 1-х классов о ФГОС

. Отправлено в Информация для родителей первоклассников

1 сентября 2011 года 1-е классы нашей гимназии  учатся по новым  Федеральным государственным образовательным стандартам.

Образовательные стандарты, положенные в основу нормативно-правового обеспечения развития школьного образования на базе "Закона Российской Федерации об образовании", сегодня рассматриваются как средство сохранения стабильности качества образования, как залог его постоянного развития,  связанного с меняющимися в наши дни запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.

Приказом     Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 утвержден Федеральный  государственный образовательный стандарт общего образования.

1 сентября 2011 года все школы города Иванова перешли на новые стандарты.

Главный смысл разработки    Федеральных  государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) заключался в создании условий, позволяющих решить задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов. Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования     (ФГОС) представляет собой совокупность требований обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Задача современной школы – развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Новый стандарт направлен:

- на формирование счастливого, успешного, здорового ребенка;

-   на развитие одаренности каждого учащегося;

-    на создание современных комфортных условий  обучения.

Новый стандарт  позволит учащемуся:

- формировать индивидуальный образовательный маршрут;

- осваивать не отдельные предметы, а воспринимать мир в целостности и многообразии.

Новый стандарт  поможет школьнику:

-научиться учиться самостоятельно;

- быть инициативным в постановке и решении новых задач;

- быть независимым в контроле и оценке своих образовательных достижений.

Главное направление реализации ФГОС – деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, учителями и родителями.

Требования к результатам образования.

Выпускник начальной школы:

- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться;

- любящий свой край и свою страну;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Учебная программа по ФГОС второго поколения  в гимназии реализуется с помощью учебно-методического комплекса (УМК) «Перспектива».

Все учебники сконструированы на основе следующих технологий:

- проблемно-диагностическая технология;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности;

- технология оценивания учебных успехов;

- проектная технология.

В учебниках данного УМК предусмотрена система совместной работы учителя и класса, направленная на развитие у детей навыка переносить конкретные предметные умения, сформированные при решении задач практического характера.

В основу стандарта положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определяет цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности в единстве учебной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых  результатов освоения программы начального образования.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет:

- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

- улучшить условия для развития ребенка;

- учесть индивидуальные и возрастные особенности  учащихся.

Внеурочная деятельность – это возможность выбора занятий, направленных на развитие ребенка: изостудия, народный фольклор, подвижные игры, проектная деятельность, экскурсионная программа и др.

В школе созданы условия для перехода на ФГОС. Учителя 1-х классов прошли курсы «Актуальные проблемы педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО» и «Информационные технологии в образовательном процессе».

Написана «Основная образовательная программа начального общего образования» и рабочие программы по всем предметам.

Для обучения первоклассников выделены кабинеты, в которых есть рабочая зона учителя, рабочая зона для учащихся и игровая зона. Рабочее место учителя оснащено современным компьютерным оборудованием.

 

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу

. Отправлено в Информация для родителей первоклассников

1. Свои имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город (село) и его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живет.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детенышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детенышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Знать великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н, Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др, и некоторые их произведения для детей.

14. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

15. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая—левая сторона, верх-низ и т.д.).

16. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

17. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов.

18. Различать гласные и согласные звуки.

19. Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

20. Определять количество и последовательность звуков в словах типа "мак", "дом", "суп","дубы", "сани", "зубы", "осы".

21. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треуголь¬ники, овалы, вырезать по контуру предмет).

22. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, ри¬совать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

23. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

24. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут).

25. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

 

Режим дня первоклассника

. Отправлено в Информация для родителей первоклассников

Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста очень важен. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. От соблюдения или несоблюдения режима зависит такой важный показатель состояния организма, как работоспособность.

Рационально организованный режим дня школьника выглядит примерно следующим образом. Подъем за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть — и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки. Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении — не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребенка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих лучший отдых — полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них еще нет навыков самостоятельной работы. Максимальная продолжительность непрерывной работы у младших школьников не должна превышать 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков — 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.
Ребенку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки, из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.
Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана. Желательно сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Возрастные особенности учащихся первого класса

. Отправлено в Информация для родителей первоклассников

Главная особенность детей этого возраста — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять.
 
Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
 
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.
 
Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо.
 
Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.
 
Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.