ФГОС Основного общего образования

ФГОС Основного общего образования

. Отправлено в ФГОС Основного общего образования

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты


Базовые документы

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации
Фундаментальное ядро содержания общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

ФГОС основного общего образования
Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

 ФГОС среднего (полного) общего образования
Пояснительная записка
Сопроводительное письмо

Реализация ФГОС ООО в гимназии №36

Приказ Департамента образования Ивановской области от 01.06.2012 №997-о "О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ивановской области в 2013 - 2014 учебном году

 

Уважаемые родители!

С 2013-2014 учебного года МБОУО гимназия №36 является пилотной площадкой опережающего введения ФГОС основного общего образования. С сентября 2013 года обучающиеся 5-х классов переходят на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам. В нашей школе созданы все условия для перехода на ФГОС ООО.

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

ФГОС ООО утверждён приказом министерства образования и науки РФ.

Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования(СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре.

ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

Родителиобучающегося обязаны:

- обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность школы;

- обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий;

- выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка школы и иных актов школы, регламентирующих её деятельность;

- посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий школы к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования;

- извещать руководителя школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях.

Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме.

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

На ступени основного общего образования (5-9 кл.)  у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебномпроцессе».

Какие требования выдвигает новый стандарт?

Стандарт выдвигает три группы требований:

1) требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

Каждое образовательное учреждение, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную образовательную программу, Учебный план, учитывая, в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы. В учебный план внесены следующие предметы:

2) требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Итогом обучения должна будет стать совокупность результатов:

- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);

- метапредметных (универсальные учебные действия);

- предметных (система основных знаний).

Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

3) требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.

С информацией о новых образовательных стандартах, образовательными программами по учебным предметам можно ознакомиться насайте www.standart.edu.ru.catalog.aspx

Аудит-практикум для школьных команд и руководителей муниципальных методических служб.

18 февраля 2014 года в институте развития оборазования Ивановской области  был проведен Аудит-практикум для школьных команд и руководителей муниципальных методических служб. В аудите приняла активное участие зам.директора по УВР Бочкарева Л.Н., курирующая введение ФГОС ООО в нашей школе. Деятельность по совершенствованию образовательных программ основного общего образования проводится в течение всего учебного года. В школах–пилотах проведен самоаудит образовательных программ основного общего образования на соответствие требованиям ФГОС основного общего образования. В рамках организации самоаудита все образовательные учреждения были разделены на 4 кластера: Первый кластер (12 школ, вошедшие в региональный ТОП 30 лучших школ Ивановской области по результатам ЕГЭ и Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году); Второй кластер (крупные городские школы); Третий кластер (небольшие городские и поселковые школы); Четвертый кластер (небольшие поселковые и сельские школы). В рамках каждого кластера школы объединились в пары. До начала аудит-практикума руководители провели предварительную экспертизу образовательных программ, расположенных на сайте образовательного учреждения школы-партнера, на соответствии требований ФГОС ООО. И вот наступил день аудит-практикума. В начале занятия проректор по учебно-методической работе В.В. Медведева представила рекомендации по реализации ФГОС ООО в образовательных учреждениях области в 2014 году. Заведующая кафедрой управления образованием Е.В. Иванова определила регламент аудита и планируемые результаты в форме рекомендаций по корректировке образовательных программ как продукта управленческой деятельности. Школьные команды провели большую подготовительную работу: познакомились с образовательной программой школы-партнера на сайте образовательного учреждения, заполнили экспертную карту. В актовом зале были размещены за каждым столом школы-партнеры с ноутбуками, в которых представлены в электронном виде образовательные программы, заполненные экспертные листы самоаудита и взаимоаудита образовательных программ. Через час позиции школ-партнеров были определены, сформирован пакет рекомендаций. Во время аудит-практикума коллеги имели возможность согласовать позиции по результатам предварительного взаимоаудита, уточнить неясные вопросы, дать рекомендации друг другу. В ходе занятия слушатели обсудили общие проблемы и определили рекомендации по корректировке ОП ООО.